Погибшие во второй мировой войне
 
 

Герой Социалистического труда - Абаев Алексей Евстафьевич.

Герой Социалистического труда. В 1936 году окончил Орджоникидзевский индустриальный техникум. С 1936 по 1939 годы работал старшим технологом спиртзавода в г. Рязани. В 1940 году - на стекольном заводе г. Орджоникидзе, одновременно заочно учился в Академии пищевой промышленности. С1941 по 1943 год участвовал в Великой Отечественной войне. В1945 году избран председателем колхоза им. Сталина сел. Чермен. По итогам работы за 1947 год; ему присвоено почетное звание Героя Социалистического труда. Он был делегатом У1Х, XV и XVI областных партийных конференций. Избирался депутатом Верховного Совета СССР третьего созыва.
Похоронен в сел. Чермен Пригородного района РСО – Алания.

 

Возрождение. Рассказ о Герое Социалистического Труда А. Е. Абаеве

Такого радостного чувства в душе председатель колхоза не испытывал уже давно. Поздней осенью, после завершения вех полевых работ, к домам колхозников потянулись тяжелогруженые подводы - с золотыми початками кукурузы, мешками пшеницы, картошки в свои закрома натуральную оплату за трудодни.

Полновесным оказался трудодень сорок седьмого года, надежным: некоторые работящие семьи везли в дом богатства, которые несколько лет им и не снились. Семья Александра Кетоева относилась, например, к средним. Но и ее "зимний запас" был впечатляющим. На тысячу триста заработанных трудодней она получила в качестве натуральной оплаты: несколько десятков центнеров кукурузы, сто пятьдесят шесть пудов пшеницы, семьдесят восемь пудов ячменя.

В послевоенное село, разоренное и опустошенное годами всенародного бедствия, возвращались достаток и уверенность в завтрашнем дне.

"Ну, что ж, танкист, - думал с удовлетворением про себя Алексей Евстафьевич Абаев, - будем считать, что эта победа одержана при твоем участии. Свою боевую задачу ты выполнил".

Взявшись за гуж два года назад, Абаев и не помышлял, что так скоро и ощутимо может оправдать надежды, которые возлагали на него колхозники, выбравшие бывшего фронтовика председателем колхоза. Он и не хотел брать на свои плечи эту ношу. Оправдывался: нет опыта руководства таким большим коллективом. К тому же в хозяйстве куда ни кинь - всюду клин: ни тягла, ни рабочих рук, ни семян, ни удобрений. К концу войны в колхозе насчитывалось всего восемнадцать лошадей и около ста голов крупного рогатого скота.

- Все это было верно. И хозяйство разорено, и руководить большим коллективом он,не знал как: до сих пор все больше привык выполнять чужие приказы.

Биография у А.Е. Абаева была простая, как и у огромного большинства выходцев из семей бедных горцев, которые самостоятельно становились на ноги, искали место в шеренгах строителей новой жизни. Отец его был убит в 1914 году на фронте первой мировой войны, когда Алексею было всего пять лет. До шестнадцати лет он жил в родном доме, в селении Мна Казбекского района Грузии. А в двадцать пятом приехал во Владикавказ искать свою долю.

Здесь он учился столярному делу, работал в кооперативе. Окончил в 1936 году индустриальный техникум, четыре следующих года работал по распределению теплотехником на спиртзаводе в Рязани. Перед войной Алексей Евстафьевич вернулся в родное село Мна, откуда летом сорок первого ушел на фронт.

Воевал в танковых войсках. В сорок втором вступил в партию. В сорок третьем получил тяжелое ранение и был демобилизован. В том же году поселился в Чермене Пригородного района Северной Осетии, где жил и работал последние четырнадцать лет, отпущенные ему судьбой. Два года был бригадиром строителей, а в сорок пятом его избрали председателем колхоза имени Сталина. Как видим. Опыта организаторской работы у него почти не было. Тем не менее недавний фронтовик-гвардеец не растерялся в сложной обстановке.

Мне довелось в свое время встретиться с вдовой А. Е. Абаева Марией Михайловной, родным братом героя Павлом Евстафьевичем Абаевым, тоже ветераном войны, раненым под городом Ельня. На основании их воспоминаний, а также газетных публикаций того времени и пойдет рассказ о делах и заботах председателя колхоза.

В течение первых двух лет шла незаметная глазу, но кропотливая и продуктивная работа по укреплению материальной базы хозяйства, возрождению культуры земледелия. Поэтому вполне закономерно, что именно этот колхоз оказался готовым взять те высокие рубежи, которые наметили партия и правительство на сорок седьмой год.

В начале декабря этого года в Дзауджикау состоялось республиканское совещание мастеров высокого урожая и передовиков животноводства, на котором были подведены итоги третьего послевоенного сельскохозяйственного года. Выступивший на нем с докладом министр сельского хозяйства Г.С. Ревазов высоко отозвался, в частности, о делах тружеников колхоза имени Сталина:

"В прошлом году колхоз имени Сталина досрочно выполнил государственный план хлебозаготовок, своевременно засыпал семенные фонды, качественно отремонтировал сельскохозяйственный инвентарь, в зимнее время регулярно проводил агротехническую учебу колхозников, вывез на поля удобрений в два раза больше, чем предусматривалось планом. В этом колхозе на протяжении двух лет хорошо поставлен уход за живым тяглом. Весь инвентарь и тягло закреплены за бригадами и отдельными колхозниками. Серьезное внимание уделяется в колхозе организации труда, подбору и расстановке кадров".

По итогам работы за 1947 год лучшие колхозные звеньевые Борис Николаевич Кетоев и Василий Николаевич Кокаев и председатель колхоза Алексей Евстафьевич Абаев были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Этой наградой они были отмечены за рекордный по тем временам урожай кукурузы - по семьдесят два центнера с гектара. Ордена и Медали получили тридцать девять колхозников: Георгий Кетоев, Шакро Боцоев, Туган Туаев, Алексей Васильев и другие.

Моральная поддержка была щедро подкреплена и материальной. Подчеркнем это обстоятельство: ведь люди так устали от лишений военных лет. Рассчитавшись сполна с государством, засыпав семенной фонд, колхоз выдал на трудодень двенадцать килограммов хлеба, четыре килограмма картошки. Сто двадцать три члена артели только по дополнительной оплате получили восемьдесят девять тонн хлеба.

Вдохновленные первым крупным успехом, наградами Родины, почувствовав впервые после войны реальный достаток в доме, колхозники с воодушевлением готовились к борьбе за урожай будущего года. Озимый клин был расширен на сто гектаров. Под яровые посевы было поднято более трёхсот гектаров зяби, много вывезено органических удобрений. В результате в сорок восьмом году колхоз подтвердил свою репутацию образцового хозяйства.

Но особенно успешным был следующий год. К этому времени восстанавливающаяся после войны промышленность смогла оказать более существенную помощь селу. Пригородный район получил, например, два новых комбайна "Сталинец", четыре молотилки, пять тракторов, тринадцать тракторных плугов и другой сельскохозяйственный инвентарь. Обновился и машинный парк колхоза имени Сталина. Больше стало поступать минеральных удобрений. Все это позволило на более высоком уровне вести полевые работы.

В конце сорок девятого года газета "Социалистическая Осетия" посвятила людям колхоза имени Сталина целую страницу. Открывалась она выступлением председателя колхоза. А. Е. Абаев писал в ней:

"Если в 1945 году мы осваивали только триста пятьдесят гектаров пахотной земли, то в 1949 году свыше тысячи ста. Более чем в два раза повысилась урожайность наших полей. Высокие урожаи, получаемые нашей артелью, позволили нам аккуратно выполнять первую заповедь хлебороба. В этом году мы сдали Родине сверх плана пять тысяч пудов хлеба, засыпали в закрома семенное и фуражное зерно.

С каждым годом полновесней становится трудодень. В достатке живет каждая колхозная семья. В этом на каждый трудодень у нас приходится, кроме денег, по шестнадцать килограммов зерновых культур, по два килограмма картофеля. Мы создаем все необходимые условия для успешного выполнения трехлетнего плана развития общественного животноводства. За короткое время были построены капитальные помещения: свинарник, конюшня, два коровника и птичник".

Заместитель секретаря колхозной партийной организации Т. Кокаев рассказал на этой странице о вдохновляющем примере коммунистов хозяйства: бригадиров Давида Елоева и Мисоста Кокаева, звеньевых Павла Абаева и Кирилла Цегоева, агронома Арсения Чаусенко и других. А сам Чаусенко поделился здесь опытом содружества ученых и практиков полей. Вот что представляло тогда собой хозяйство. Колхоз объединял сто восемьдесят три двора. За ним было закреплено 1260 гектаров пахотной земли и 270 гектаров пастбищ. При этом зерновые занимали 762 гектара, остальную площадь - овощи и бахчи, картофель, конопля и другие культуры. Под садами и тутовыми насаждениями было шестнадцать гектаров.

Если вспомнить, с чего начинался колхоз в сорок пятом, то внушительно выглядел для того времени и цех животноводства. В нем было: 285 голов крупного рогатого скота, 730 овец и коз, 57 лошадей, 150 свиней, много птицы.

Колхоз располагал своим парниковым хозяйством. В нем выращивалась рассада овощей для высадки ее на площади в сорок гектаров. Была и колхозная пасека. Правда, небольшая, в два десятка ульев.

Но тут главное не валовой показатель медосбора. Важно другое: село возвращалось после войны в нормальную колею, можно и нужно было не только о хлебе насущном думать, но и о том, чтобы детишек сладким побаловать.

И эти приметы нового, точнее - возвращение доброго старого, ощущалось в разных сторонах сельской жизни. К ней возвращалась, если можно так выразиться, объемность, многокрасочность. Ведь и в деревне не единым хлебом жив человек. Была заново создана колхозная библиотека. Поначалу ее книжный фонд, по современным понятиям, был невелик, всего тысяча томов. Ныне и личные насчитывают больше. Но все-таки это было заметным событием в духовной жизни черменцев. Почти каждый из них, и стар и млад, стал ее читателем. И песни душа запросила! Образовался коллектив художественной самодеятельности, который возглавил звеньевой комсомольско-молодежного звена - Георгий Батаев. Артисты-любители выступали с концертами не только перед своими колхозниками, но и выезжали в соседние артели...

Да, хозяйство крепчало, с каждым годом набирало силу. В расцвет его вносили свою долю десятки колхозников. Но прежде всего, конечно, в этом была заслуга колхозного вожака - А. Е. Абаева. Авторитет этого инициативного, энергичного руководителя, прекрасного человека был высок не только в колхозе. Алексей Евстафьевич был известным и уважаемым человеком и в районе, и в республике. Он был делегатом четырнадцатой и шестнадцатой областных партийных конференций. Его избирали депутатом Верховного Совета СССР третьего созыва.

Но по болезни, обострившейся от полученного в годы войны ранения, ему пришлось вскоре оставить пост председателя колхоза.

В 1957 году односельчане, с которыми он возрождал послевоенную деревню, проводили Алексея Евстафьевича в последний путь.

А. Алешкин
"Соц. Осетия"
от 17.06.1989 год. №140


Возврат к списку

 
Рейтинг@Mail.ru