Абаева (Цхурбаева) Ксения Григорьевна
|
Абаева (Цхурбаева) Ксения Григорьевна
(г. Владикавказ - 2.11.1928 - 25.08.1996 г.г.)
Похоронена в сел. Ногир рядом с матерью.
Жена патриарха мировой лингвинистической науки, почетного академика РАН - Василия Ивановича Абаева-Цхурбаева К.Г. Она -известный музыковед и фольклорист, член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Долгие годы работала в московском институте культуры. Доцент этого института.
|
С ГОРЯЧЕЙ ВЕРОЙ В ЖИЗНЬ
ПАМЯТИ КСЕНИИ ЦХУРБАЕВОЙ
Наш великий и мудрый Васо Абаев уже в течении года не перестает оплакивать безвременно ушедшую из жизни жену, друга, единомышленника большого ученного в области осетинской фольклористики Ксению Григорьевну Цхурбаеву. Весь наш народ, в том числе и московская осетинская диаспора, полны сочувствия и сострадания к постигшему его горю. Несколько строк, вылившихся из сердца патриарха осетинской науки, к годовщине памяти К.Г. Цхурбаевой мы попросили опубликовать нашу любимую «Северную Осетию». Василий Иванович всегда знает, что мысли и высказывания его интересны землякам как возможность прикоснуться еще раз к неиссякаемой энциклопедичности его знаний, глубине оценок, верности рекомендаций.
Амирхан Торчинов,
профессор, г. Москва
Если когда-нибудь будет написана книга о выдающихся женщинах аланского народа, то наряду с легендарными принцессой Сатеник и царицей Зариной, в ней займет почетное место наша современница Ксения Григорьевна Цхурбаева.
К.Г.Цхурбаева родилась в 1928 году в г. Владикавказе. Среднее образование получила в родном городе, высшее - в институте им. Гнесиных в Москве, став крупнейшим специалистом по осетинскому фольклору. Центральное место в этом фольклоре занимают героические песни. Им и посвятила К.Г.Цхурбаева свои основные исследования.
Она показала, что героическая песня родилась из обрядового погребального плача. Погребальный плач сопровождал, как известно, каждого покойника. Из трех памятных мероприятий, которые сопровождали смерть более или менее известных мужчин: 1 - скачек, 2 - стрельбы в цель и 3 - хвалебной песни, рядовой покойник мог рассчитывать в лучшем случае на первое и второе. Песня же создавалась только о выдающихся людях и только в том случае, если герой погибал в борьбе. Стало быть, героическая песня, по К.Цхурбаевой - это дальнейшая, более высокая, ступень погребального плача. Никто - насколько я знаю - не оспаривал теорию К.Цхурбаевой о рождении героической песни из обрядового погребального плача. Но из этого следовал с необходимостью и другой важный тезис: чтобы удостоиться песни, надо погибнуть.
Шиллер увековечил этот тезис: «Чтобы в песне стать бессмертным, надо в жизни смерть принять».
Когда болезнь приковала Ксению к постели, я пытался, как мог, отвлечь ее. Я подходил с улыбкой и пытался и у нее вызвать ответную улыбку. И хотя это было ей нестерпимо трудно, она пыталась улыбнуться мне навстречу...
Наследие Ксении Цхурбаевой в области фольклористики будет еще долго предметом изучения. Мне же трудно писать о ней. Слезы застилают глаза... Вечная ей память.
В. АБАЕВ