Погибшие во второй мировой войне
 
 

А.М. Абаев,
Северо-Осетинский
государственный университет
им. КЛ. Хетагурова

Алан Михайлович Абаев аспирант кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (Владикавказ). Сфера научных интересов: этнопедагогика, возрастная психология, воспитание в учреждении дополнительного образования детей, физическое воспитание подростков, этнокультурные особенности физического воспитания детей и юношества у народов Северного Кавказа. Автор четырех научных публикаций.

Педагогический потенциал традиционных средств физического воспитания



Указывая на важность исследования педагогического наследия этноса, выдающийся русский педагог К Д. Ушинский особо подчеркивал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Именно К.Д. Ушинский сформулировал ключевое положение антропологической педагогики: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, та она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Он отстаивал необходимость признания целостности человека, взаимосвязи его духовной и телесной сущности, взаимосвязи умственного, нравственного воспитания с воспитанием физическим.

Согласно теории К Д. Ушинского, педагогическая антропология начинается с физиологии, гигиены, факторов здоровья и нормального развития человеческого организма. Ушинский подчеркивал, что сообразно самой природе человека и народные средства воспитательных влияний многообразны и безграничны, а специфика социально-экономического развития и природно-климатической среды проживания каждого народа способствуют формированию и развитию его природосообразного этнокультурного наследия.

Каждый этнос на протяжении своего исторического развития, сообразно присущему ему социально-экономическому статусу и природно-климатической среде проживания, выработал проверенную многовековым практическим опытом рациональную, природосообразную, действенную систему жизнедеятельности, основу которой составляло специфическое физическое воспитание подрастающих поколений, привитие им навыков здорового образа жизни. Целесообразность этнических традиций в области педагогики физического воспитания позволяла каждому этносу жить в социальной, биологической и природной гармонии. От поколения к поколению передавались практический опыт формирования культуры здоровья, формы, методы, приемы и средства воспитания физически здоровых, выносливых людей. Сегодня эти традиции оказались в забвении, не востребован непреходящий ценный опыт этнопедагогики.

На примере функционирования систем физического воспитания северо-кавказских горцев, передаваемых от одного поколения к другому, можно видеть, что этнопедагогика народов Северного Кавказа содержала такие формы, методы, приемы и средства здоровье сбережения молодого поколения, которые помогали формировать в этом горном регионе физически и психически здоровое молодое поколение. Северокавказский народный идеал совершенной личности нацеливал на воспитание сильного, ловкого, выносливого, закаленного. смелого охотника и воина.

Нравственное, эстетическое, природоохранительное воспитание горских детей было тесно связано с воспитанием физическим Горец был немыслим без выносливости, трудовых навыков и умений. Трудовое и физическое воспитание у всех северокавказцев были тесно связаны между собой, а труд был важным фактором физического развития ребенка. Именно труд наряду с физическими упражнениями и закалкой закладывал фундамент здоровья ребенка и его долголетия.

У горцев предписывалось раннее приучение к труду: «Если мальчик не вырастет между быками, запряженными в плуг, плугаря из него не выйдет» (осетинск.). Трудолюбию противопоставлялась лень. Лентяи то с легким юмором, то саркастически, но всегда осуждались, дети, не любившие трудиться, высмеивались: "Ленивому мальчику достаются пинки» (осетинск.); «Ленивый пастух за стадом далеко ходит» (издалека его возвращает) (осетинск.); «У лодыря день длинный» (кабард., черкес,); "Ленивому и смех трудом кажется» (кабард., черкес.).

Прививалась идея о том, что плоды любого труда даются непростой ценой: «Начало (голова) работы - колючка, а конец (дно) ее - мед» (осетинск.); «В не начатом деле змея сидит» (кабард., черкес.); «Не съешь орехового ядрышка, прежде чем скорлупу не разобьешь» (балкарск.); «Начало учения горькое как желчь, конец сладок как мед» (адыг.).

Наряду с трудолюбием в детях, согласно горскому идеалу совершенного человека, воспитывали сипу, ловкость, стойкость. Физическое воспитание проводилось с учетом половозрастных особенностей детей. Физические нагрузки детей до 3 лет ограничивались играми и забавами, привитием первых навыков танца, бега, прыжков, метания, скольжения, лазания.

Систематическое трудовое обучение в семье, строившееся с учетом пола ребенка, предписывало детям необходимость приобретения различных трудовых умений, физической выносливости. Жизнь в условиях раннефеодальной раздробленности и межродовой вражды, войн и грабительских набегов также формировала востребованность соответствующих идеалов: выносливости, меткости, прыгучести, быстроты, гибкости и пластичности. Горцы наставляли детей заботиться о своем здоровье, беречь его до самой смерти.

Взрослыми отслеживалась подготовка детей к выполнению различных социальных ролей в будущем. С 5-7 лет матери начинали напоминать мальчикам, что они будущие мужчины и не должны обижать слабых, плакать, капризничать. После семи лет отцы учили сыновей джигитовке, набрасыванию аркана, перетягиванию каната, с этого возраста их допускали к участию в конных соревнованиях, для безопасности ребенка жеребенка под ним седлали специальным детским седлом. В более старшем возрасте игры детей носят уже спортивный характер с военизированными элементами. Их готовят к охоте - одному из древнейших промыслов горцев. Охота предопределяла необходимость владения оружием, меткость, умение ездить верхом на лошади, освежевать убитое животное, приготовить пищу.

Девочек приучали к аккуратности, прививали навыки и умения уборки, заботы о стариках и маленьких детях. Выносливости, силы, здоровья требовали и те виды деятельности, которые традиционно считались женскими; обработка традиционных видов сырья, шитье, рукоделие, вязание, приготовление пищи, заготовка продуктов, уход за домашними животными и др.

Героям северокавказских версий нартского эпоса, который является поэтизированным, художественно-образным отражением исторических перипетий жизни аланского этноса, присущи необыкновенные физические качества: огромная сила, закаленное в огне крепкое, неуязвимое тело, прекрасное владение разными видами оружия, неутомимость. Эти качества у них проявляются в раннем детстве. Ревнители горской народной педагогики считали, что физическое воспитание детей должно быть направлено на укрепление их здоровья, закаливание и правильное физическое развитие; на сформированность двигательных умений и навыков, выносливости, ловкости, силы, быстроты движений и реакций.

Многовековой опыт северокавказского традиционного физического воспитания подрастающих поколений, являющийся частью духовной культуры горских народов, может быть востребован в практике современного воспитания и образования, если этнокультурное наследие будет рассматриваться и использоваться как содержательная основа и средство воспитания физически развитой и психически здоровой личности, а значит, изучаться будущими учителями.

 
Педагогический потенциал традиционных средств физического воспитания.
 
 
abaev-a
 
 
Погибшие во второй мировой войне
 
 

А.М. Абаев,
Северо-Осетинский
государственный университет
им. КЛ. Хетагурова

Алан Михайлович Абаев аспирант кафедры педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (Владикавказ). Сфера научных интересов: этнопедагогика, возрастная психология, воспитание в учреждении дополнительного образования детей, физическое воспитание подростков, этнокультурные особенности физического воспитания детей и юношества у народов Северного Кавказа. Автор четырех научных публикаций.

Педагогический потенциал традиционных средств физического воспитания



Указывая на важность исследования педагогического наследия этноса, выдающийся русский педагог К Д. Ушинский особо подчеркивал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Именно К.Д. Ушинский сформулировал ключевое положение антропологической педагогики: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, та она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Он отстаивал необходимость признания целостности человека, взаимосвязи его духовной и телесной сущности, взаимосвязи умственного, нравственного воспитания с воспитанием физическим.

Согласно теории К Д. Ушинского, педагогическая антропология начинается с физиологии, гигиены, факторов здоровья и нормального развития человеческого организма. Ушинский подчеркивал, что сообразно самой природе человека и народные средства воспитательных влияний многообразны и безграничны, а специфика социально-экономического развития и природно-климатической среды проживания каждого народа способствуют формированию и развитию его природосообразного этнокультурного наследия.

Каждый этнос на протяжении своего исторического развития, сообразно присущему ему социально-экономическому статусу и природно-климатической среде проживания, выработал проверенную многовековым практическим опытом рациональную, природосообразную, действенную систему жизнедеятельности, основу которой составляло специфическое физическое воспитание подрастающих поколений, привитие им навыков здорового образа жизни. Целесообразность этнических традиций в области педагогики физического воспитания позволяла каждому этносу жить в социальной, биологической и природной гармонии. От поколения к поколению передавались практический опыт формирования культуры здоровья, формы, методы, приемы и средства воспитания физически здоровых, выносливых людей. Сегодня эти традиции оказались в забвении, не востребован непреходящий ценный опыт этнопедагогики.

На примере функционирования систем физического воспитания северо-кавказских горцев, передаваемых от одного поколения к другому, можно видеть, что этнопедагогика народов Северного Кавказа содержала такие формы, методы, приемы и средства здоровье сбережения молодого поколения, которые помогали формировать в этом горном регионе физически и психически здоровое молодое поколение. Северокавказский народный идеал совершенной личности нацеливал на воспитание сильного, ловкого, выносливого, закаленного. смелого охотника и воина.

Нравственное, эстетическое, природоохранительное воспитание горских детей было тесно связано с воспитанием физическим Горец был немыслим без выносливости, трудовых навыков и умений. Трудовое и физическое воспитание у всех северокавказцев были тесно связаны между собой, а труд был важным фактором физического развития ребенка. Именно труд наряду с физическими упражнениями и закалкой закладывал фундамент здоровья ребенка и его долголетия.

У горцев предписывалось раннее приучение к труду: «Если мальчик не вырастет между быками, запряженными в плуг, плугаря из него не выйдет» (осетинск.). Трудолюбию противопоставлялась лень. Лентяи то с легким юмором, то саркастически, но всегда осуждались, дети, не любившие трудиться, высмеивались: "Ленивому мальчику достаются пинки» (осетинск.); «Ленивый пастух за стадом далеко ходит» (издалека его возвращает) (осетинск.); «У лодыря день длинный» (кабард., черкес,); "Ленивому и смех трудом кажется» (кабард., черкес.).

Прививалась идея о том, что плоды любого труда даются непростой ценой: «Начало (голова) работы - колючка, а конец (дно) ее - мед» (осетинск.); «В не начатом деле змея сидит» (кабард., черкес.); «Не съешь орехового ядрышка, прежде чем скорлупу не разобьешь» (балкарск.); «Начало учения горькое как желчь, конец сладок как мед» (адыг.).

Наряду с трудолюбием в детях, согласно горскому идеалу совершенного человека, воспитывали сипу, ловкость, стойкость. Физическое воспитание проводилось с учетом половозрастных особенностей детей. Физические нагрузки детей до 3 лет ограничивались играми и забавами, привитием первых навыков танца, бега, прыжков, метания, скольжения, лазания.

Систематическое трудовое обучение в семье, строившееся с учетом пола ребенка, предписывало детям необходимость приобретения различных трудовых умений, физической выносливости. Жизнь в условиях раннефеодальной раздробленности и межродовой вражды, войн и грабительских набегов также формировала востребованность соответствующих идеалов: выносливости, меткости, прыгучести, быстроты, гибкости и пластичности. Горцы наставляли детей заботиться о своем здоровье, беречь его до самой смерти.

Взрослыми отслеживалась подготовка детей к выполнению различных социальных ролей в будущем. С 5-7 лет матери начинали напоминать мальчикам, что они будущие мужчины и не должны обижать слабых, плакать, капризничать. После семи лет отцы учили сыновей джигитовке, набрасыванию аркана, перетягиванию каната, с этого возраста их допускали к участию в конных соревнованиях, для безопасности ребенка жеребенка под ним седлали специальным детским седлом. В более старшем возрасте игры детей носят уже спортивный характер с военизированными элементами. Их готовят к охоте - одному из древнейших промыслов горцев. Охота предопределяла необходимость владения оружием, меткость, умение ездить верхом на лошади, освежевать убитое животное, приготовить пищу.

Девочек приучали к аккуратности, прививали навыки и умения уборки, заботы о стариках и маленьких детях. Выносливости, силы, здоровья требовали и те виды деятельности, которые традиционно считались женскими; обработка традиционных видов сырья, шитье, рукоделие, вязание, приготовление пищи, заготовка продуктов, уход за домашними животными и др.

Героям северокавказских версий нартского эпоса, который является поэтизированным, художественно-образным отражением исторических перипетий жизни аланского этноса, присущи необыкновенные физические качества: огромная сила, закаленное в огне крепкое, неуязвимое тело, прекрасное владение разными видами оружия, неутомимость. Эти качества у них проявляются в раннем детстве. Ревнители горской народной педагогики считали, что физическое воспитание детей должно быть направлено на укрепление их здоровья, закаливание и правильное физическое развитие; на сформированность двигательных умений и навыков, выносливости, ловкости, силы, быстроты движений и реакций.

Многовековой опыт северокавказского традиционного физического воспитания подрастающих поколений, являющийся частью духовной культуры горских народов, может быть востребован в практике современного воспитания и образования, если этнокультурное наследие будет рассматриваться и использоваться как содержательная основа и средство воспитания физически развитой и психически здоровой личности, а значит, изучаться будущими учителями.